Һаҡмар
-25 °С
Болотло
75 лет Победы
Бөтә яңылыҡтар
Новости
12 Ноябрь 2020, 13:18

60 метр тәрәнлектәге юл

йәки Өфөнөң көнсығыш юлында төҙөлөш эштәре нисек бара? #нацпроекты #Путин

Россия не откажется от планов развития транспортной инфраструктуры, несмотря на вызванные пандемией коронавируса сложности, заверил недавно иностранных инвесторов президент РФ Владимир Путин. Ведь вложения в инфраструктуру власти рассматривают как залог будущего восстановления экономики. Однако в такой ресурсоемкой среде без внебюджетных источников, то есть частных инвестиций, не обойтись. Успешный пример партнерства государства и бизнеса — ведущееся по концессии строительство нового автомобильного выезда из Уфы на трассу М-5 "Урал" в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" проверил, как идут работы, а также выяснил, с какими сложностями приходится сталкиваться при реализации проекта и какой эффект он даст всему Поволжью.

Пятнадцать лет ожидания

Восточный выезд из Уфы — один из самых масштабных инфраструктурных проектов Башкирии и всего Поволжья. Строить его начинали еще в 1992 году с 1,2-километрового тоннеля под центром города на глубине до 60 м. Правда, в 2007 году стройку пришлось законсервировать, однако в 2017 году проект получил вторую жизнь благодаря заключенному на 25 лет концессионному соглашению между Башкирской концессионной компанией (БКК) и Республикой Башкортостан на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Основные участники БКК — "ВТБ инфраструктурный холдинг" и турецкий строительный и инвестиционный холдинг Limak Group.
Современный проект предполагает, что в тоннель зайдет проходящая сейчас прямо через город трасса М-7. Через реку Уфу перебросят 2,7-километровую эстакаду, а заодно проложат скоростную автодорогу до федеральной трассы М-5 "Урал". Общая протяженность всех этих дорог составит 14 км.
Трасса в тоннеле станет четырехполосной — по две полосы в каждую сторону — и выйдет к укрепленному берегу реки, где уже начали обустраивать фундамент для будущих опор моста. Встречные потоки автомобилей в тоннеле будут отделены друг от друга бетонной конструкцией. А проехать по новой трассе автомобилисты смогут уже в конце 2023 года.
Основная цель Восточного выезда — разгрузка существующей дорожной сети и повышение доступности территорий, расположенных за рекой Уфа. "Связь Уфы с южной, юго-восточной частью города осуществляется только по двум транспортным магистралям, их заложенные проектом пропускные способности не исчерпаны, но находятся в критическом состоянии, нужны новые пути сообщения, — пояснил начальник производственно-технического отдела Транспортной дирекции Башкирии Кирилл Никулин. — Также Восточный выезд позволит соединить федеральные трассы М-5 и М-7, которые идут в обход города, это сократит время в пути примерно в полтора раза и уменьшит расходы на логистику".
Генеральным подрядчиком проекта выступает турецкая компания "Лимакмаращавтодороги".
"Когда мы выбирали партнера для строительства Восточного выезда, мы уделили особое внимание тому, чтобы генподрядчик имел опыт именно в строительстве автодорожных тоннелей, потому что это самое сложное здесь сооружение", — пояснил решение гендиректор БКК Асабали Закавов.

Работа круглые сутки

Сейчас на строительной площадке круглосуточно идут буровые работы, а своды тоннеля, проходящего под улицей Менделеева в Уфе, укрепляют. В одном из стволов тоннеля работает горизонтальная буровая установка. Воздух сюда поступает снаружи по специальным вентиляционным каналам. Внутри пока сыро и прохладно.
"Пробить" тоннель со стороны Восточного портала (в районе правого берега реки Уфы) планируется до конца года. "Тоннель сооружается в сложных геологических условиях, и при выборе технологии строительства этого объекта было отдано предпочтение новоавстрийской методике. Ее особенность в том, что на первом этапе сооружаются опережающие штольни, за ними — элементы постоянной крепи, а впоследствии, опять же с учетом сложных геологических условий, сооружается тоннель на полное сечение, и он как бы поглощает опережающие штольни. Средняя скорость проходки у нас заложена небольшая — от 1 до 2,5 м в сутки", — рассказал представитель технического заказчика проекта ООО "ПУСК" Павел Шаповал.
Проходка ведется в несколько этапов, с использованием отечественной гидроизоляции, металлопроката, деформационных швов, добавил Шаповал.
Мост длиной 472 м будет монтироваться методом надвижки.
"Надвижка металлоконструкций начнется после предварительной укрупнительной сборки. Также интересно, что на мосту не будет бетонных плит, асфальт укладывается на саму конструкцию, это позволит уменьшить нагрузку", — рассказал заместитель директора проекта Себахаттин Давут.
Чтобы соблюсти технику безопасности и не навредить окружающей среде, строители используют шпунтовые ограждения, рассказал заместитель главного инженера ООО "Лимакмаращавтодороги" Алексей Хавилов: участок огораживают надежным металлическим забором, который примерно на 5 м уходит под воду. Затем вода внутри соединенных шпунтов откачивается.
"Мы погружаем шпунтовое ограждение, далее откачиваем всю воду, вывозим ее на полигон и приступаем к сооружению буронабивных свай. Верхняя отметка шпунтового ограждения находится где-то на 1,5 м выше поверхности воды. Вместе с Башгидрометом мы постоянно мониторим уровень реки, это позволит нам в случае его повышения оперативно принять меры для обеспечения экологической безопасности", — рассказал Хавилов.

Проблемы и их решение

Есть и сложности, с которыми сталкиваются строители тоннеля: прокладка идет через инженерные коммуникации живущего города. Верно прочертить путь помогают местные ресурсные компании и администрации.
Решают инженеры проекта и проблему карстовых пустот, распространенных в Уфе.
"Под тоннелем имеются карстовые пустоты, поэтому во время проведения работ мы постоянно берем образцы и смотрим состояние грунтов. В проекте предусмотрено несколько технологий укрепления грунтов — сооружение грунтоцементных свай, тампонаж в основание опор, мы используем все доступные современные технологии для обеспечения безопасности строительства", — пояснил директор проекта Нахит Четин.
"Мы начали процесс закрепления грунтов путем сооружения грунтоцементных свай, для обеспечения безопасности проведения работ необходимо убедиться в прочности закрепления грунтов в сводовой части. Нашим приоритетом является безопасность, у нас есть полный перечень оборудования, машин и механизмов для выполнения работ. В нашем штате персонал со специализированным горным образованием, также сейчас мы привлекаем узкоспециализированных специалистов из Турции для управления машинами и механизмами. Во время выполнения работ нас консультируют эксперты международного уровня и ученые из Москвы", — добавил Четин.
Для укрепления грунта и предотвращения оползней на склоне берега, куда выходит тоннель, строители пробурили 177 скважин глубиной до 40 м. Здесь, по сравнению с первой площадкой, процесс идет оживленно: много людей и техники. Стабилизировать грунт будут и под шестью опорами моста, две из которых находятся в воде.
Кроме того, в ходе работ были обнаружены два объекта культурного наследия, сейчас их изучают ученые.
"В полосу постоянного отвода попадают два объекта культурного наследия — селища Федоровка-2 и Елкибаево-1, которые обнаружены в 2017 году в ходе работ по строительству выезда. Предварительно, они датируются начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XVIII–XIX веками. На данный момент мы обнаружили фрагменты костей, керамические и металлические материалы", — рассказал преподаватель Башкирского государственного педуниверситета Николай Щербаков.
Специалисты обнаружили пока около 50 археологических находок. В раскопках помогают студенты педуниверситета. Найденные предметы вскоре передадут в музей.
Такой масштабный проект не мог быть дешевым, а потому в регионе изначально разрабатывали вариант строительства по концессии, то есть на условиях государственно-частного партнерства. Проект включен в Общенациональный план действий по восстановлению экономики. Осенью правительство согласовало выделение 2 млрд рублей из федерального бюджета, а частные инвесторы привлекли в банках еще 11,56 млрд рублей, чтобы перейти к активной фазе строительства.
Стоимость объекта составляет 33,5 млрд рублей при общих расходах 40 млрд рублей, из которых почти 30% — кредитные средства. При этом проект будет окупаться, ведь проезд по тоннелю будет платным, но не дороже 150 рублей.
"Восточный выезд" — крупнейший инфраструктурный проект во всем Приволжском федеральном округе. "Строительство таких объектов имеет важное значение для социально-экономического развития региона, это открывает новые возможности для строительства жилья, это налоги, которые платят подрядные организации, и занятость населения, — подчеркивает гендиректор БКК Асабали Закавов. — Хочу отметить, что на сегодняшний день более 300 жителей республики работают на объекте, в целом с развитием проекта количество задействованных в работах людей будет достигать 1,3 тыс. человек, из них половина — жители Башкирии. Кроме того, мы активно ведем работу по заключению контрактов с предприятиями, которые зарегистрированы и работают в Республике Башкортостан. В течение стройки планируется заключение контрактов на общую сумму около 5 млрд рублей".
Ильфат Кинзябаев
Читайте нас в