Бөтә яңылыҡтар
Новости
28 Ноябрь 2019, 12:25

"Нева" растеклась на две столицы: почему Путина взволновала М-11

Президент РФ 27 ноября открыл заключительный участок новой скоростной автодороги

Открытие участка новой скоростной автодороги М-11 27 ноября было одним из череды событий во всех смыслах выдающегося дня президента Владимира Путина в Северной столице, включавшего свыше десятка мероприятий. Однако и для тех, кто ее строил, и для тех, кто ею будет пользоваться, запуск заключительного, восьмого участка трассы, можно действительно назвать историческим. Дорога с "речным именем" сократит путь между двумя столицами вдвое. Почему Путина так волновало открытие трассы и как ее еще могут улучшить, слушали и записывали корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС.

Лошади, футбол, Путин

Почтовый тракт, соединяющий Санкт-Петербург и Москву, построили еще в первой половине XVIII века. Необходимость смены лошадей и ночлега изначально предполагали прохождение дороги через населенные пункты, которых насчитывалось более шести десятков. Через многие из них и сейчас пролегает бесплатная трасса "Россия" с индексом М-10. После ряда реконструкций это неплохая дорога с качественным покрытием, но со множеством светофоров, переходов, обычных городских перекрестков и, соответственно, ограничениями скорости в 40-60 км в час. Дорога по ней и без пробок может занять 10-12 часов.
Идея пустить дорогу в обход населенных пунктов и связать две столицы скоростной трассой появилась еще на излете СССР, но к реальной стройке приступили только в 2012 году. Завершить работы по строительству трассы первоначально планировалось к Чемпионату мира по футболу 2018 года, но сроки неоднократно переносились, а саму трассу открывали участками. Первый - в 2014 году: с 15 по 58 км в Московской области через Химкинский лес, чуть позже в этом году пустили обход Вышнего Волочка. Один из самых важных участков - обходы Солнечногорска и Клина и далее на Тверь запускали также поэтапно: сначала летом 2018 года движение открыли в сторону Санкт-Петербурга, летом 2019 - в сторону Москвы. Открытие последнего, восьмого участка от автодороги А-120 в районе города Тосно Ленинградской области до кольцевой Санкт-Петербурга (с 669 до 684 км), стало официальным завершением строительства.
Путин, открывая финальный кусочек новой трассы, добавил еще одну дату к этому историческому экскурсу - 2006 год. "Помню, как в 2006 году подписывали меморандум в Париже. Я был и президент Франции", - поминутно прерываясь и как будто стесняясь того, что подписывал именно он, Путин, вспоминал президент. "В 2006 году задумали! И вот сделали", - казалось, глава государства все еще не верит в то, что задуманное удалось реализовать.

Богатыри "Невы"

"Здорово, просто здорово", - оценил Путин, обращаясь к дорожным рабочим, строившим трассу. Те и не сомневались, похоже. До приезда главы государства волнения они не демонстрировали, только перешучивались с телевизионщиками, чьи камеры опасно нависали над головами - не зря, мол, каски надели.
"Я понимаю, что здесь небольшое количество людей из тех, кто работал на трассе все эти годы, но, как в таком случае говорят, в вашем лице поздравляю всех, кто приложил руку, сердце, труд свой", — сообщил им Путин, почти не опоздавший к церемонии. И добавил, что в истории страны, в истории дорожного строительства ничего подобного, такого уровня и класса пока не строилось.
"Позвольте открыть движение", - обратился к нему глава госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко. И тут рабочие, наконец, заволновались: "Название дали?". Выбрали, пояснил президент. "Вы знаете, три основные названия "Валдай", "Нева", и "Две столицы" (были в шорт-листе для голосования, - прим. ред.). Больше всего голосов набрало название "Нева". На том и решили. "Дорогу "Нева" открыть!" - гаркнул Петушенко в рацию. Дружным строем, как на параде Победы, рванули к пунктам пропуска несколько грузовиков и легковых авто. Впереди - серебристый Aurus. Российский люксовый седан накануне пригнали по этой самой трассе из Москвы "для испытаний". Парадное "Ура!" вполне заменил дружный гул клаксонов.
Президент, как и полагается верховному главнокомандующему, наблюдал "парад автомобилей" со стороны.

Стройка, которую нельзя остановить

Сразу после беседы с дорожниками Владимир Путин провел в одном из придорожных зданий совещание о влиянии скоростной дороги М-11 на социально-экономическое развитие регионов. Влияние платной трассы будет положительным, регионы, по которым она проходит, будут развиваться, выразил уверенность Путин. И с ним согласился, пожалуй, каждый из выступающих на "дорожном" совещании.
Так, дорога поможет создать в Тверской области 17 тыс. новых рабочих мест, сказал губернатор региона Игорь Руденя. И будет способствовать увеличению грузооборота портов в акватории Финского залива, добавил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Повысит инвестиционную привлекательность производственных зон на юге Петербурга, настаивал губернатор Петербурга Александр Беглов. И даже сократит пробки в районе аэропорта Шереметьево и поможет развитию индустриальных парков, утверждал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.
При этом каждый из глав регионов, рассказывая о своих "дорожных" планах, которые оказались на диво неразрывно связаны с трассой "Нева", рассчитывал на поддержку.
Но одним из основных вопросов остается строительство так называемого третьего этапа трассы М-11 или "Северного обхода" вокруг Твери. Сейчас, подъезжая к Твери, машины снова возвращаются на М-10, которая огибает Тверь с юга. Игорь Руденя попросил поддержать планы по строительству нового 60-километрового обхода, отметив, что его проектирование уже идет, а регион готов выделить землю. Его поддержал министр транспорта РФ Евгений Дитрих, отметив, что, по сути, имеющийся сейчас объезд города с юга весь застроен и его невозможно в дальнейшем расширять. А строительство обхода на севере даст выход и на новые направления: на Ярославль и дальше на Вологду.

Но главное комфорт

Уже летом 2020 года предельно допустимая скорость на М-11 будет максимально возможной по законам нашей страны - 130 км/ч. Но это не помешает значительно снизить аварийность по дороге из Москвы в Санкт-Петербург, уверены в Минтрансе. Президент при этом обратил внимание на инфраструктуру вдоль трассы - она, как и сама дорога, должна быть максимально современной, отметил он. "Все должно работать по-современному: так, как выглядит сама трасса", - подчеркнул Путин. Вдоль дороги, отметил он, должны работать заправки, зоны отдыха, точки питания, связь и интернет.
Напомним, что, так как "Неву" открывали поначалу небольшими участками, вопроса с заправками не стояло - было достаточно тех, что уже находились вдоль М-10. Ситуация обострилась летом 2018 года, когда в Тверской и Новгородской областях был запущен шестой участок протяженностью более 200 км. Первые его пользователи столкнулись с тем, что на этом участке трассы было всего восемь временных заправок контейнерного типа, принимающих только банковские карты. Не рассчитавшие расхода топлива водители застревали посреди трассы, а аварийным комиссарам пришлось подвозить им небольшой запас. О самих временных заправках посыпались нелестные отзывы: на них, мол, только по две колонки с топливом А-95 и дизелем, нет навесов от непогоды и скапливаются большие очереди. Первые полноценные заправки появились на трассе только в 2019 году. Сейчас уже работают АЗС "Роснефть" на 258 км, АЗС "Лукойл" на 423 км и АЗС "Газпромнефть" на 665 км.
Планируется, что заправки в дальнейшем разрастутся до многофункциональных зон, на каждой их которых будут располагаться АЗС, торговый центр с рестораном быстрого питания, станция техобслуживания, детская площадка, зона отдыха водителей и пассажиров, спортивная площадка, парковки для автобусов, грузовых и легковых автомобилей, а также легковых автомобилей с прицепами. Всего таких зон пока планируется двенадцать.
Оборудование трассы М-11 всей необходимой инфраструктурой завершится быстрее, чем за два года, выразил уверенность спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. А министр транспорта Евгений Дитрих сообщил, что вдоль трассы появятся объекты сервиса, оборудованные по минимальному, среднему и максимальному стандартам. Минимальная конфигурация будет включать АЗС, средняя — заправочную станцию, магазин и некоторые сервисные услуги. Максимальная же конфигурация подразумевает открытие небольшой гостиницы, наличие душевых кабин, прачечной, автомойки.
Кстати, корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" накануне проехал от Москвы до Санкт-Петербурга по новой трассе и убедился - заправок и зон отдыха сейчас впритык, но хватает, а вот с интернетом туго - на навигатор полагаться не стоит .

Сколько будет стоить проезд по "Неве"?

В диспетчерском пункте взимания платы Путину продемонстрировали коллекцию транспондеров - устройств для моментальной оплаты проезда транспорта. По словам специалистов, "Россия - одна из немногих стран мира, где можно использовать один транспондер и проехать по всем дорогам". Таких устройств уже выпущено несколько миллионов, они позволяют бесконтактно оплачивать проезд, экономя время. При этом платежная система позволяет сберечь и деньги: проезд по М-11 будет стоить в будние дни порядка 1,3 тыс. рублей для легкового автомобиля, что на 500 рублей дешевле, чем передвигаться без транспондера.
Открытым остался только один вопрос - придется ли Константину Кинчеву теперь менять слова своей знаменитой песни "Трасса Е-95", или уникальная "Нева" обретет своего собственного певца.
Юния Полякова (Санкт-Петербург), Даниил Шабашов
Читайте нас: