Һаҡмар
-18 °С
Болотло
75 лет Победы
Бөтә яңылыҡтар
Новости
2 Октябрь 2019, 10:23

Форсировать не стоит: почему медленное исполнение расходов на нацпроекты не несет рисков

Эксперты считают, что медленное исполнение нацпроектов не только ожидаемо, но и может стать позитивным фактором#ВладимирПутин

Запаздывающее исполнение бюджета по расходам на реализацию нацпроектов не несет существенных рисков для российской экономики и даже может оказаться позитивным фактором, полагают эксперты, опрошенные порталом "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС. На их взгляд, форсирование освоения средств, направленных на реализацию нацпроектов, может только навредить экономике.

Накануне председатель Госдумы Вячеслав Володин направил поступивший в нижнюю палату пакет законопроектов о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов в комитет по бюджету и налогам. Обращаясь к депутатам Госдумы, Володин подчеркнул необходимость анализа бюджета с точки зрения реализации задач, закрепленных в майском указе. "Нам важно еще до рассмотрения бюджетного пакета в первом чтении проанализировать его с точки зрения решения задач, поставленных в послании и майском указе президента. А дальше — продолжить работу по тем направлениям, которые мы определили как приоритетные", — отметил Володин.

Позитивный парадокс

Расходы федерального бюджета на национальные проекты в 2020 году увеличатся на 10% по сравнению с текущим годом — до 2 трлн рублей. В дальнейшем они также будут расти: до 2,3 трлн в 2021-м и до 2,7 трлн в 2022 году. Тем не менее на данный момент исполнение бюджета по расходам на нацпроекты отстает от исполнения по расходам федерального бюджета в целом.

"Да, действительно, сегодня еще нацпроекты не набрали тот темп, который нам бы хотелось", — заявил вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов, выступая в Госдуме 26 сентября. Он добавил, что с начала года исполнение бюджета по национальным проектам составило 48%, тогда как в среднем бюджет был исполнен на 60%.

При этом он обратил внимание, что нацпроекты в значительной части включают в себя расходы на магистральную транспортную инфраструктуру, цифровую экономику и другие новые проекты, которые уже начинают исполняться во втором полугодии. "Мы видим увеличение темпов исполнения нацпроектов", — подчеркнул Силуанов.

Как ни странно, больше рисков для экономики несет форсированная реализация нацпроектов, нежели затягивание трат, полагает главный экономист по России и СНГ ИК "Ренессанс капитал" Софья Донец. "То, что мы наблюдаем сейчас медленное исполнение по нацпроектам, во-первых, ожидаемо, во-вторых, как ни парадоксально, на наш взгляд, позитивно", — комментирует Софья Донец.

По ее мнению, на начальном этапе реализации нацпроектов заметны два позитивных тренда. Во-первых, уделяется большое внимание разработке целевых показателей и дорожных карт. "Это очень важно: когда выделяются существенные средства, а цели в основном носят общий характер, надо точно знать, к какому результату и как ты идешь", — поясняет экономист. Во-вторых, происходит делегирование инициативы "на места" — в регионы, что, по мнению Донец, должно повысить адресность мер. "Оба эти тренда должны повысить отдачу от реализации проектов в среднесрочном периоде, но оба они одновременно не подразумевают быстрого старта", — полагает эксперт.

Влияние на экономический рост и инфляцию

Президент РФ Владимир Путин в ходе совещания с министром экономического развития РФ Максимом Орешкиным 25 сентября указал, что инфляция в России в октябре ожидается ниже целевого уровня из-за недостаточно быстрой реализации планов национальных проектов. В свою очередь Орешкин отметил, что расходы федерального бюджета РФ оказывают ограниченное влияние на текущий уровень инфляции.

По мнению экспертов, отставание в исполнении бюджета по расходам на нацпроекты в текущем году не окажет существенного негативного влияния ни на экономический рост, ни на инфляцию.

"Сомневаюсь, что относительное запоздание расходов по нацпроектам реально имеет возможность так уж сильно замедлить экономический рост в течение года или оказывать макроэкономического масштаба влияние на инфляцию. Все-таки речь идет примерно о 10% суммарных расходов бюджета на федеральном уровне, что в масштабах экономики заметно, но не так уж много", — полагает эксперт группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

По оценкам ИК "Ренессанс Капитал", уже в 2020 году в полной мере запустятся процессы, связанные с исполнением бюджета по расходам на нацпроекты, а также непосредственно их реализация. "Дополнительный вклад в рост экономики от реализации государственных инициатив может составить до 0,3 п.п.", — прогнозирует Софья Донец.

Теоретические риски

Основные риски медленного исполнения бюджета по расходам на нацпроекты эксперты видят со стороны ожиданий и настроений в экономике, а также в необходимости переносить часть расходов на следующий год.

"Теоретически для бюджетной структуры риск неисполнения бюджета по расходам по итогам года состоит в том, что может понадобиться их как-то переносить на следующий год в рамках, достаточно жестко ограниченных бюджетным правилом", — отмечает Дмитрий Куликов из АКРА. В то же время эксперт добавил, что перенос расходов возможен, поскольку в Бюджетном кодексе заложено достаточно гибкости.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, ускорение финансирования, скорее всего, произойдет к концу года, однако основной риск заключается в том, что запаздывающее исполнение бюджета по расходам на нацпроекты может повлиять на ожидания в экономике.

"Экономика движется в зависимости от ожиданий, и из-за того что в начале года мы сформировали ожидания, что нацпроекты будут поддерживать рост, а по факту за первое полугодие увидели экономический рост всего на 0,7% ВВП, возникла некая нестыковка между оптимистичными ожиданиями, которые были, и, так сказать, несколько разочаровывающей реальностью", — сказала Орлова. По ее мнению, для экономики было бы лучше, чтобы финансирование крупных проектов шло более сбалансированно и по плану.

И кроме того, неравномерное исполнение бюджета по расходам усложняет формирование прогнозов на будущее. "Потому что не очень понятно теперь, нужно закладывать то, что финансирование все время будет отставать, или нужно соответственно закладывать то, что оно будет ускоряться в конце года", — сказала Орлова.

Что можно улучшить

Ускорить осуществление нацпроектов можно за счет увеличения доли госфинансирования, полагает главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. "В частности, правительство уже предложило увеличение финансирования местных бюджетов для нацпроектов, а также реструктуризацию задолженности тех регионов, которые активно участвуют в реализации таких проектов", — пояснил эксперт.

Кроме того, выступая перед депутатами Госдумы 26 сентября, Антон Силуанов обратил внимание парламентариев на необходимость совершенствования бюджетных процессов в части исполнительной дисциплины: "Соглашения и порядки принимаются поздно. В правительстве РФ принято решение о том, что это надо делать заранее. И мы готовим предложения по порядкам распределения и утверждения этих порядков в течение пяти дней после принятия закона о бюджете, а соглашения, которые сегодня подписываются до 15 февраля года, в котором планируется исполнение межбюджетных отношений, необходимо подписывать до начала нового финансового года, то есть в декабре".

По мнению экспертов, совершенствование бюджетных процессов оказало бы позитивное влияние на своевременность исполнения расходов. "Безусловно, совершенствование механизма бюджетирования — хорошая инициатива, упрощение процедур должно иметь позитивный эффект", — говорит Софья Донец.

Редакция портала "Будущее России. Национальные проекты"